Главная » Статьи » Про пенитециарных психологов

Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере осужденных)

Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере осужденных)

 

Переход от ретрибутивизма к нонконсеквеционизму, от правосудия наказания к социальной реабилитации осужденных, к развитию в Европе медиаций, ставит эффективность влияния длительности срока наказания на исправления осужденных под сомнение.  В данной работе рассматривается хронический стресс, вызванный длительным сроком лишения свободы, его влияние на личность: с точки зрения посттравматических стрессовых реакций; социального функционирования; личностных переживаний и духовного кризиса. Обсуждается динамика личностных изменений в зависимости от срока хронической депривации витальных потребностей (на примере осужденных). Выделены различные стратегии адаптации (пассивная, приспособленческая, собственно адаптивная), показана их связь с особенностями ценностно-смысловой сферы и расположением ценностей метауровня в их иерархии. Отражена специфика позитивных личностных изменений, происходящих под влиянием хронического стресса при различных стратегиях адаптации.

Ключевые слова: депривация, хронический стресс, адаптация, стратегии.

Актуальность изучения влияния стресса на личность не подлежит сомнению. В многочисленных исследованиях психологических механизмов, определяющих успешность адаптации к стрессогенным ситуациям, вызванным депривацией различных потребностей, особое внимание уделялось изучению психофизиологических состояний [9, 14- 17]. В этих ситуациях, во-первых, депривация носила временный характер, и поэтому основной акцент в исследованиях делался на актуализации имеющихся у человека психологических и психофизиологических ресурсов, во-вторых, перед испытуемыми не стояла задача изменения отношения к социальному и профессионально-ролевому статусу. Наблюдавшиеся состояния стресса носили обратимый характер и исчезали при отсутствии стрессогенного стимула. Но уже в этих работах была выявлена ведущая роль психологических и личностных детерминант, относящихся к мотивационно-волевой сфере [8, 12, 24].

В случаях, когда депривация носит хронический характер, человеку недостаточно только выжить или приспособиться, необходимо научиться жить полноценной жизнью и развиваться как личности и как субъекту деятельности. Длительное лишение свободы вызывает стойкое нарушение привычного способа удовлетворения потребностей витального и социального уровней, сопровождаются переживанием кризиса и ведут к возникновению хронического стресса [19, 22, 23, 25]. Поэтому проблема совладания с хроническим стрессом является одной из главных при разработке программ психологической реабилитации людей, после прохождения курса ресоциализации.

По литературным данным можно условно выделить три уровня влияния хронического стресса на личность: уровень реакций, социального функционирования и глубинных личностных изменений.

Уровень реакций. В работах по посттравматическому стрессу подробно рассматриваются различные симптомы, которые могут проявляться через длительное время по прошествии стрессогенной травматической ситуации: например, симптомы повторного переживания, избегания, повышенной возбудимости и др. [2,19, 22, 23, 25]. В данных работах описываются характерные для переживания стресса эмоциональные и когнитивные реакции. Это могут быть: внезапная слабость в теле, проявление бурных эмоций, ощущение нереальности и отрицание происшедшего (стадия шока), острое переживание страха смерти, повышенная тревожность и гнев, самообвинение или поиск виноватых как попытка совладать со страхом [25]. В целом они образуют характерный симптомокомплекс, развивающийся после психологической травмы, вызванной событием, выходящим за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни; ущерб самому человеку или его семье; внезапное разрушение, потеря семьи, дома; увиденные человеком насильственная смерть или ранение).

Уровень социального функционирования. Хронический стресс во многом связан с переживанием утраты какой-либо значимой части жизни (в результате болезни, смерти или разлуки, хронической боли, потери движения и др.) и изменением социальной ситуации развития человека. В результате может возникнуть необходимость смены профессиональной деятельности, изменения статуса, формирования иной системы коммуникаций, поиска новой роли во взаимоотношениях. Подобные перемены провоцируют человека формировать новую внутреннюю позицию по отношению к сложившейся ситуации. Так, В.В. Николаева на примере исследования влияния хронической болезни на психику [13] показывает, что у многих больных формируется сверхценное отношение к своему здоровью, ипохондричность, поведение по типу капризного ребенка - дезадаптивный вариант. В других случаях может происходить позитивная компенсация, раскрытие нового творческого потенциала. В любом случае человек заново осмысливает свою роль в жизни, пытается найти новый путь самореализации в обществе.

Уровень глубинных личностных изменений. Хронический стресс как кризис, т.е. невозможность существовать как прежде [7], не ограничивается посттравматическими стрессовыми реакциями. Сильнейшее потрясение в сочетании с резкой переменой социальной позиции, по мнению А.Г. Асмолова, Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, могут привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов [3, 6, 7], иногда проявляющимся в потере смысла существования [21]. На этом уровне на первый план выступают переживания, характерные для духовного кризиса. Они затрагивают глубинный уровень организации личности, ее ценностно-смысловую сферу, проявляются в состояниях, иногда сходных с психотическими расстройствами. Совладание с травматическим переживанием происходит постепенно и содержит ряд стадий. На определенном этапе индивид переживает состояние депрессии, связанной с ощущением утраты самоидентификации и самоуважения, душевной болью, потерей цели и веры, чувством одиночества и ненужности [25]. В состоянии депрессии происходит переоценка ценностей и установок, формируется новый взгляд субъекта на себя и на мир. Это может быть позиция, направленная на преодоление стресса, которая одновременно является защитой от слишком сильной боли и содержит в себе или запрет на чувства и их переживание, или принятие боли как знака выздоровления и обновления. По мнению Ф. Паркинсона, во втором случае "некоторые люди достигают более глубокого ощущения мира и принятия, они чувствуют, что стали зрелыми, сильными и уверенными" [25, с. 87]. И тогда интегрируется и завершается эмоциональная и когнитивная "проработка горя", - происходит переосмысление травмы, понимание ее значения для жизни. Человек начинает формировать новые планы на будущее.

В последнее время в изучении личности доминирующей становится концепция "изменяющегося человека в изменяющемся мире". Сталкиваясь с препятствиями и сложностями, личность, как показано в работах отечественных и зарубежных авторов [3, 6, 7, 21, 22, 25] изменяется в отношении к себе, социуму, деятельности. В связи с этим она рассматривается в динамике характеристик ее ядра (мотивационно-потребностной сферы), а не в качестве застывшей констелляции элементов.

Существуют различные точки зрения на факторы, лежащие в основе различия стратегий совладания и адаптации, и их влияние на возможности самоактуализации. Нами была сделана попытка определения основных направлений в изучении роли депривации различных потребностей и переживания кризиса в процессе личностного роста и адаптации.

Потребностный подход. Представители этого подхода полагают, что самоактуализация возможна лишь при удовлетворении потребностей всех уровней (и витального, и социального, и духовного); депривация же потребностей более низкого уровня препятствует удовлетворению высших и самоактуализации. Исследования, проводившиеся в этом направлении А. Маслоу, сводились к изучению "пиковых переживаний" у здоровых и, по мнению автора, самоактуализирующихся личностей [11]. Однако в них описан уже "готовый результат" и отсутствует анализ динамики процесса самоактуализации ("... здесь нам указывают на вершину, оставляя неизвестным путь к ней" [6 с. 17]), и факторы, лежащие в основе становления личности (кроме изначально существующей потребности в самоактуализации), остаются закрытыми для понимания.

Ценностный подход. Ряд теоретических и практических исследований отечественной школы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк и др.) показал приоритет ценностно-смысловой, а не потребностной сферы в развитии личности [1, 6, 7, 10, 14]. Именно ценностное восприятие дает возможность человеку преодолевать неудачи и преграды действенного поля [7]. Обилие неудовлетворенных потребностей не обязательно будет препятствовать самоактуализации, она зависит от уровня смыслообразования и степени присвоения личностью смыслов и ценностей данного уровня [6]. Приоритет отдается ценностям просоциального, собственно нравственного уровня, для которого характерна устремленность на создание не только личного, но всеобщего блага. В данном направлении основной акцент делается на взаимодействии личности и социума, подробно анализируются причины формирования личностной патологии.

Интеграционный подход. Под воздействием кризисных переживаний личность изменяется в сторону большей или меньшей интеграции, характер этих изменений зависит от энергии Самости [4]. В зависимости от силы этой энергии А. Ассаджиоли выделяет три возможных исхода переживаний кризиса и их позитивные стороны. При условии, что энергия Самости достаточно велика, новая интеграция сохраняется навсегда, жизнь индивидуума преображается и становится возвышенной непосредственно в результате духовного пробуждения. Если энергия Самости менее интенсивна и/или личность менее восприимчива, то, как только приток энергии ослабевает (что неизменно происходит), личность вновь возвращается на прежний уровень. Но при этом в опыте остается идеальная модель, которая становится направляющей для саморазвития. Когда энергии Самости недостаточно для достижения более высокого уровня организации, она лишь более интенсивно высвечивает блоки и внутренние препятствия, затрудняющие успешную реализацию. Переживания носят болезненный характер, их содержание часто остается неосознанным, но они дают богатый материал и направление для личностного развития.

В данном аспекте исследуется процесс духовного роста человека, анализируются факторы, препятствующие и способствующие этому. Ценность этого подхода заключается в том, что он не фиксирован на описании патологических механизмов личности, основной акцент в нем делается на поиске позитивных внутренних ресурсов человека, помогающих преодолеть хронический стресс и кризис. Подчеркивается отношение к человеческой жизни как к индивидуальной и уникальной ценности, хотя не достаточно учитывается роль социального контекста.

Цель исследования состояла в том, чтобы ответить на вопрос, препятствует ли депривация витальных и социальных потребностей самоактуализации личности; проследить динамику переживаний при совладании с хроническим стрессом, стадии и особенности эмоционально- когнитивного их содержания, выявить не только патологические проявления, но и позитивные личностные ресурсы, способствующие совладанию с хроническим стрессом.

Можно предположить, что эмоционально-когнитивный механизм совладания со стрессом изменяется в зависимости от срока травмы, при этом ведущими в процессе адаптации к условиям хронического стресса являются перестройки в ценностно- смысловой структуре личности, характер которых и определяет успешность адаптационной стратегии.

МЕТОДИКА

В качестве субъекта в данном исследовании выступают осужденные - взрослые люди, имеющие несколько судимостей. Шансы на исправление у них достаточно неопределенны. В связи с этим у них происходило изменение социальной позиции - вынужденный отказ от профессиональной деятельности, изменение статуса, превращение в объект семейной опеки, затруднения в сексуальной сфере, изоляция от привычного социального окружения. На примере данного контингента испытуемых представилась возможность проследить проявления всех трех уровней воздействия хронического стресса: от симптомов посттравматического стресса, через стадии совладания и до глубинной ценностной трансформации личности.

Объем выборки составил 20 человек, в нее вошли мужчины в возрасте от 25 до 52 лет, которые были разделены на 2 группы в зависимости от срока наказания:1 группа- 4-7 лет лишения свободы; 2 группа- 10-12 лет лишения свободы.

Методы исследования:

"Иерархия ценностей" ИЦ,

Цветовой тест Люшера [5, 18, 20].

Стимульный материал методики представляет собой список из двенадцати ценностных понятий:

Активная деятельная жизнь.

Здоровье (психическое и физическое).

Справедливость.

Красота природы, искусства.

Любовь (душевная и физическая близость с любимым человеком).

Материальное благополучие.

Наличие хороших и верных друзей.

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий).

Познание (возможность интеллектуального развития).

Свобода в поступках и действиях.

Счастливая семейная жизнь.

Творчество.

Испытуемым предлагалось сравнивать их между собой по степени ценности в реальной жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведенного сравнительного анализа были получены: различия внутри выборки по структуре ценностей; динамика личностных изменений в зависимости от срока наказания.

Эффективность адаптации определяется особенностями структуры ценностно-смысловой сферы и местом ценностей метауровня в их иерархии. Приоритет ценностей творчества и познания играет позитивную роль в процессе конструктивного совладания со стрессом и самореализации и является основой адаптивной стратегии.

В обоих группах (20 человек)  ценности метауровня, такие как восприятие прекрасного, познание, творчество, располагались внизу иерархии (10-12 место). 

Исходя из того, что существует 3 стиля совладания со стрессом: дезадаптивный, приспособленчиский, адаптивный, можно сделать вывод, что для двух групп характерен смешанный дезадаптивно- приспособленчиский стиль совладания, испытуемые фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня), выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями метауровня, не видят смысла в развитии познавательной сферы и в творческой реализации. Это позволяет охарактеризовать их состояние как экзистенциальный вакуум.

ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведенного исследования в целом подтверждают данные В.В. Николаевой о влиянии хронического стресса на личность[13]. Резкая смена социальной ситуации развития ведет к переменам во внутреннем мире человека, личностному кризису. В результате переживания и переосмысления происшедшего формируется ряд относительно устойчивых черт. В данном случае - это фиксированность на состоянии своего здоровья, повышенная чувствительность, ранимость в межличностных отношениях и вместе с тем мужественность, стойкость перед страданиями, тенденция к вытеснению, подавлению тревоги.

В дополнение к данным В.В. Николаевой были выявлены следующие особенности ценностно-смысловой сферы пациентов в зависимости от срока наказания: приоритеты ценности физического здоровья, ценности семейных отношений при сроке наказания около 3-7 годах, и тенденция к утрате уверенности в себе, к возрастанию значимости наличия душевных взаимоотношений, верных друзей, справедливости при сроках 10-12 лет.

При пассивной стратегии адаптации, которая связана с психопатологическими нарушениями, актуализируются переживания, характерные для стадии злобы и депрессии: беспомощность, тревога, утрата самоидентификации, тенденции к самообвинению и обвинению окружающих. Данная стратегия соотносится с типом переживания личностного кризиса, который выделил Р. Ассаджиоли. Индивид не способен воспринять происшедшее с ним и интегрировать данный опыт. Вся позитивная энергия переживания тратится на сопротивление внутренним барьерам и комплексам. В результате наступает астенизация, часто сопровождающаяся потерей смысла, "Я" человека находится в разинтегрированном состоянии. Вместе с тем положительный конструктивный элемент подобного способа переживания и совладания с травмой заключается в активизации и высвечивании основных внутриличностных противоречий и препятствий, которые указывают на путь к интеграции. Таким образом, основная задача психологической коррекции при пассивной стратегии адаптации - работа по осознанию внутренних противоречий и укреплению "Я".

Приспосабливающееся поведение также является дезадаптивной по отношению к самореализации стратегий. В данном случае преобладают симптомы избегания, вытеснение истинных причин тревог, при достаточно высоком уровне интеграции "Я". Благодаря этому происходит частичное осознание и осмысление пережитого. Личность изменяется, но не полностью и временно. Как только сила переживания ослабевает, личность возвращается к своему прежнему состоянию. Позитивный аспект переживания при данной стратегии, по всей видимости, заключается в том, что, несмотря на отсутствие устойчивого переформирования "Я", у индивида остается некая идеальная модель, которую можно использовать для завершения трансформации.

Только при собственно адаптивной стратегии происходит проживание  стадии совладания со стрессом, связанное с переосмыслением травмы, реальным определением ее роли в жизни, формированием планов на будущее. Осознанное стремление к красоте, познанию, творчеству и выделяет людей из мира других живых существ. Благодаря этому человек становится способным эстетизировать свои переживания, соотносить их с общим культурным контекстом, проживать заново и делать историей. Это представляется возможным не только при опоре на потребности витального и социального уровней, но и при активизации духовного потенциала. Поэтому возможность психологического "исцеления", исправления и принятия наказания связана с ролью ценностей мета-уровня, но как видно из результатов, полученных в данном исследовании, увеличение срока лишения свободы лишь не много вносит измненения в этот уровень, а при уменьшении срока лишения свободы среди осужденных выявляются тенденции к пренебрежению  ценностями метауровня.

  Вывод:

Переживание хронического стресса сопровождается перестройками в ценностно-смысловой структуре. На разных этапах переживания хронического стресса на первый план выступают ценности разных уровней: витального, социального и метауровня.

Успешность стратегии совладания стрессом определяется не столько сроком наказания, сколько особенностями структуры ценностно-смысловой сферы личности.

Для осужденных в процессе ресоциализации характерна пассивно-приспособленческая стратегия и отсутствие зничительной корреляции между ценностями мета-уровня и сроком наказания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2.     Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991.

3.     Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

4.     Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические нарушения // Духовный кризис / Под ред. С. Грофа, К. Гроф. М.: Класс, 2000. С. 49-72.

5.     Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многофакторного исследования личности. М., 1994.

6.     Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998.

7.     Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.

8.     Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 103-114.

9.     Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

10.           Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

11.           Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.

12.           Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности / Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. С. 232.

13.           Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.

14.           Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

15.           Психологические проблемы деятельности в особых условиях: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1985.

16.           Психическая напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. трудов. М.: ИП РАН, 1989.

17.           Психологические проблемы трудовой деятельности: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1991.

18.           Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990.

19.           Тарабрина В.Н., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психол. журн. 1992. Т. 13. N 2. С. 14- 29.

20.           Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта. М.: Фолиум, 1997.

21.           Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

22.           Хусейн С. Аршад, Холкомб Вильям Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М.: Сострадание, 1997.

23.           Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Academia, 1997.

24.           Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. N 1. С. 19-35.

25.           Parkinson F. Post-Trauma Stress. L.: Sheldon Press, 1995.

 

Категория: Про пенитециарных психологов | Добавил: redalert (10.04.2012)
Просмотров: 1550 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: