Главная » Статьи » Про пенитециарных психологов |
Роль
ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на
примере осужденных) Переход от
ретрибутивизма к нонконсеквеционизму, от правосудия наказания к социальной
реабилитации осужденных, к развитию в Европе медиаций, ставит эффективность
влияния длительности срока наказания на исправления осужденных под
сомнение. В данной работе рассматривается
хронический стресс, вызванный длительным сроком лишения свободы, его влияние на
личность: с точки зрения посттравматических стрессовых реакций; социального
функционирования; личностных переживаний и духовного кризиса. Обсуждается
динамика личностных изменений в зависимости от срока хронической депривации
витальных потребностей (на примере осужденных). Выделены различные стратегии
адаптации (пассивная, приспособленческая, собственно адаптивная), показана их
связь с особенностями ценностно-смысловой сферы и расположением ценностей
метауровня в их иерархии. Отражена специфика позитивных личностных изменений,
происходящих под влиянием хронического стресса при различных стратегиях
адаптации. Ключевые
слова: депривация, хронический
стресс, адаптация, стратегии. Актуальность
изучения влияния стресса на личность не подлежит сомнению. В многочисленных
исследованиях психологических механизмов, определяющих успешность адаптации к
стрессогенным ситуациям, вызванным депривацией различных потребностей, особое
внимание уделялось изучению психофизиологических состояний [9, 14- 17]. В этих
ситуациях, во-первых, депривация носила временный характер, и поэтому основной
акцент в исследованиях делался на актуализации имеющихся у человека
психологических и психофизиологических ресурсов, во-вторых, перед испытуемыми
не стояла задача изменения отношения к социальному и профессионально-ролевому
статусу. Наблюдавшиеся состояния стресса носили обратимый характер и исчезали
при отсутствии стрессогенного стимула. Но уже в этих работах была выявлена
ведущая роль психологических и личностных детерминант, относящихся к
мотивационно-волевой сфере [8, 12, 24]. В случаях, когда
депривация носит хронический характер, человеку недостаточно только выжить или
приспособиться, необходимо научиться жить полноценной жизнью и развиваться как
личности и как субъекту деятельности. Длительное лишение свободы вызывает стойкое нарушение привычного способа
удовлетворения потребностей витального и социального уровней, сопровождаются
переживанием кризиса и ведут к возникновению хронического стресса [19, 22, 23,
25]. Поэтому проблема совладания с хроническим стрессом является одной из
главных при разработке программ психологической реабилитации людей, после
прохождения курса ресоциализации. По литературным
данным можно условно выделить три уровня влияния хронического стресса на
личность: уровень реакций, социального функционирования и глубинных
личностных изменений. Уровень
реакций. В работах по
посттравматическому стрессу подробно рассматриваются различные симптомы,
которые могут проявляться через длительное время по прошествии стрессогенной
травматической ситуации: например, симптомы повторного переживания, избегания,
повышенной возбудимости и др. [2,19, 22, 23, 25]. В данных работах описываются
характерные для переживания стресса эмоциональные и когнитивные реакции. Это могут
быть: внезапная слабость в теле, проявление бурных эмоций, ощущение
нереальности и отрицание происшедшего (стадия шока), острое переживание страха
смерти, повышенная тревожность и гнев, самообвинение или поиск виноватых как
попытка совладать со страхом [25]. В целом они образуют характерный
симптомокомплекс, развивающийся после психологической травмы, вызванной
событием, выходящим за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни; ущерб
самому человеку или его семье; внезапное разрушение, потеря семьи, дома;
увиденные человеком насильственная смерть или ранение). Уровень
социального функционирования.
Хронический стресс во многом связан с переживанием утраты какой-либо значимой
части жизни (в результате болезни, смерти или разлуки, хронической боли, потери
движения и др.) и изменением социальной ситуации развития человека. В
результате может возникнуть необходимость смены профессиональной деятельности,
изменения статуса, формирования иной системы коммуникаций, поиска новой роли во
взаимоотношениях. Подобные перемены провоцируют человека формировать новую
внутреннюю позицию по отношению к сложившейся ситуации. Так, В.В. Николаева на
примере исследования влияния хронической болезни на психику [13] показывает,
что у многих больных формируется сверхценное отношение к своему здоровью,
ипохондричность, поведение по типу капризного ребенка - дезадаптивный вариант.
В других случаях может происходить позитивная компенсация, раскрытие нового
творческого потенциала. В любом случае человек заново осмысливает свою роль в
жизни, пытается найти новый путь самореализации в обществе. Уровень
глубинных личностных изменений.
Хронический стресс как кризис, т.е. невозможность существовать как прежде [7],
не ограничивается посттравматическими стрессовыми реакциями. Сильнейшее потрясение
в сочетании с резкой переменой социальной позиции, по мнению А.Г. Асмолова,
Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, могут привести к глубоким перестройкам всей
совокупности личностных смыслов [3, 6, 7], иногда проявляющимся в потере смысла
существования [21]. На этом уровне на первый план выступают переживания,
характерные для духовного кризиса. Они затрагивают глубинный уровень
организации личности, ее ценностно-смысловую сферу, проявляются в состояниях,
иногда сходных с психотическими расстройствами. Совладание с травматическим
переживанием происходит постепенно и содержит ряд стадий. На определенном этапе
индивид переживает состояние депрессии, связанной с ощущением утраты
самоидентификации и самоуважения, душевной болью, потерей цели и веры, чувством
одиночества и ненужности [25]. В состоянии депрессии происходит переоценка
ценностей и установок, формируется новый взгляд субъекта на себя и на мир. Это
может быть позиция, направленная на преодоление стресса, которая одновременно
является защитой от слишком сильной боли и содержит в себе или запрет на
чувства и их переживание, или принятие боли как знака выздоровления и
обновления. По мнению Ф. Паркинсона, во втором случае "некоторые люди
достигают более глубокого ощущения мира и принятия, они чувствуют, что стали
зрелыми, сильными и уверенными" [25, с. 87]. И тогда интегрируется и
завершается эмоциональная и когнитивная "проработка горя", -
происходит переосмысление травмы, понимание ее значения для жизни. Человек
начинает формировать новые планы на будущее. В последнее время
в изучении личности доминирующей становится концепция "изменяющегося
человека в изменяющемся мире". Сталкиваясь с препятствиями и сложностями,
личность, как показано в работах отечественных и зарубежных авторов [3, 6, 7,
21, 22, 25] изменяется в отношении к себе, социуму, деятельности. В связи с
этим она рассматривается в динамике характеристик ее ядра
(мотивационно-потребностной сферы), а не в качестве застывшей констелляции
элементов. Существуют
различные точки зрения на факторы, лежащие в основе различия стратегий
совладания и адаптации, и их влияние на возможности самоактуализации. Нами была
сделана попытка определения основных направлений в изучении роли депривации
различных потребностей и переживания кризиса в процессе личностного роста и
адаптации. Потребностный
подход. Представители этого подхода
полагают, что самоактуализация возможна лишь при удовлетворении потребностей
всех уровней (и витального, и социального, и духовного); депривация же
потребностей более низкого уровня препятствует удовлетворению высших и
самоактуализации. Исследования, проводившиеся в этом направлении А. Маслоу,
сводились к изучению "пиковых переживаний" у здоровых и, по мнению
автора, самоактуализирующихся личностей [11]. Однако в них описан уже "готовый
результат" и отсутствует анализ динамики процесса самоактуализации
("... здесь нам указывают на вершину, оставляя неизвестным путь к
ней" [6 с. 17]), и факторы, лежащие в основе становления личности (кроме
изначально существующей потребности в самоактуализации), остаются закрытыми для
понимания. Ценностный
подход. Ряд теоретических и
практических исследований отечественной школы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк и др.) показал приоритет
ценностно-смысловой, а не потребностной сферы в развитии личности [1, 6, 7, 10,
14]. Именно ценностное восприятие дает возможность человеку преодолевать
неудачи и преграды действенного поля [7]. Обилие неудовлетворенных потребностей
не обязательно будет препятствовать самоактуализации, она зависит от уровня
смыслообразования и степени присвоения личностью смыслов и ценностей данного
уровня [6]. Приоритет отдается ценностям просоциального, собственно
нравственного уровня, для которого характерна устремленность на создание не
только личного, но всеобщего блага. В данном направлении основной акцент
делается на взаимодействии личности и социума, подробно анализируются причины
формирования личностной патологии. Интеграционный
подход. Под воздействием кризисных
переживаний личность изменяется в сторону большей или меньшей интеграции,
характер этих изменений зависит от энергии Самости [4]. В зависимости от силы
этой энергии А. Ассаджиоли выделяет три возможных исхода переживаний кризиса и
их позитивные стороны. При условии, что энергия Самости достаточно велика,
новая интеграция сохраняется навсегда, жизнь индивидуума преображается и
становится возвышенной непосредственно в результате духовного пробуждения. Если
энергия Самости менее интенсивна и/или личность менее восприимчива, то, как только
приток энергии ослабевает (что неизменно происходит), личность вновь
возвращается на прежний уровень. Но при этом в опыте остается идеальная модель,
которая становится направляющей для саморазвития. Когда энергии Самости
недостаточно для достижения более высокого уровня организации, она лишь более
интенсивно высвечивает блоки и внутренние препятствия, затрудняющие успешную
реализацию. Переживания носят болезненный характер, их содержание часто
остается неосознанным, но они дают богатый материал и направление для
личностного развития. В данном аспекте
исследуется процесс духовного роста человека, анализируются факторы,
препятствующие и способствующие этому. Ценность этого подхода заключается в
том, что он не фиксирован на описании патологических механизмов личности,
основной акцент в нем делается на поиске позитивных внутренних ресурсов
человека, помогающих преодолеть хронический стресс и кризис. Подчеркивается
отношение к человеческой жизни как к индивидуальной и уникальной ценности, хотя
не достаточно учитывается роль социального контекста. Цель исследования
состояла в том, чтобы ответить на вопрос, препятствует ли депривация витальных
и социальных потребностей самоактуализации личности; проследить динамику
переживаний при совладании с хроническим стрессом, стадии и особенности
эмоционально- когнитивного их содержания, выявить не только патологические
проявления, но и позитивные личностные ресурсы, способствующие совладанию с
хроническим стрессом. Можно предположить,
что эмоционально-когнитивный механизм совладания со стрессом изменяется в
зависимости от срока травмы, при этом ведущими в процессе адаптации к условиям
хронического стресса являются перестройки в ценностно- смысловой структуре
личности, характер которых и определяет успешность адаптационной стратегии. МЕТОДИКА В качестве субъекта
в данном исследовании выступают осужденные - взрослые люди, имеющие несколько
судимостей. Шансы на исправление у них достаточно неопределенны. В связи с этим
у них происходило изменение социальной позиции - вынужденный отказ от
профессиональной деятельности, изменение статуса, превращение в объект семейной
опеки, затруднения в сексуальной сфере, изоляция от привычного социального
окружения. На примере данного контингента испытуемых представилась возможность
проследить проявления всех трех уровней воздействия хронического стресса: от
симптомов посттравматического стресса, через стадии совладания и до глубинной
ценностной трансформации личности. Объем выборки
составил 20 человек, в нее вошли мужчины в возрасте от 25 до 52 лет, которые
были разделены на 2 группы в зависимости от срока наказания:1 группа- 4-7 лет
лишения свободы; 2 группа- 10-12 лет лишения свободы. Методы исследования: "Иерархия
ценностей" ИЦ, Цветовой тест
Люшера [5, 18, 20]. Стимульный
материал методики представляет собой список из двенадцати ценностных понятий: Активная
деятельная жизнь. Здоровье
(психическое и физическое). Справедливость. Красота природы,
искусства. Любовь (душевная и
физическая близость с любимым человеком). Материальное
благополучие. Наличие хороших и
верных друзей. Уверенность в себе
(свобода от внутренних противоречий). Познание
(возможность интеллектуального развития). Свобода в
поступках и действиях. Счастливая
семейная жизнь. Творчество. Испытуемым
предлагалось сравнивать их между собой по степени ценности в реальной жизни. РЕЗУЛЬТАТЫ В результате
проведенного сравнительного анализа были получены: различия внутри выборки по
структуре ценностей; динамика личностных изменений в зависимости от срока
наказания. Эффективность
адаптации определяется особенностями структуры ценностно-смысловой сферы и
местом ценностей метауровня в их иерархии. Приоритет ценностей творчества и
познания играет позитивную роль в процессе конструктивного совладания со
стрессом и самореализации и является основой адаптивной стратегии. В обоих группах
(20 человек) ценности метауровня, такие
как восприятие прекрасного, познание, творчество, располагались внизу иерархии
(10-12 место). Исходя из того,
что существует 3 стиля совладания со стрессом: дезадаптивный,
приспособленчиский, адаптивный, можно сделать вывод, что для двух групп
характерен смешанный дезадаптивно- приспособленчиский стиль совладания, испытуемые
фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня),
выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями метауровня, не видят
смысла в развитии познавательной сферы и в творческой реализации. Это позволяет
охарактеризовать их состояние как экзистенциальный вакуум. ОБСУЖДЕНИЕ Результаты
проведенного исследования в целом подтверждают данные В.В. Николаевой о влиянии
хронического стресса на личность[13]. Резкая смена социальной ситуации развития
ведет к переменам во внутреннем мире человека, личностному кризису. В
результате переживания и переосмысления происшедшего формируется ряд
относительно устойчивых черт. В данном случае - это фиксированность на
состоянии своего здоровья, повышенная чувствительность, ранимость в
межличностных отношениях и вместе с тем мужественность, стойкость перед
страданиями, тенденция к вытеснению, подавлению тревоги. В дополнение к
данным В.В. Николаевой были выявлены следующие особенности ценностно-смысловой
сферы пациентов в зависимости от срока наказания: приоритеты ценности физического
здоровья, ценности семейных отношений при сроке наказания около 3-7 годах, и
тенденция к утрате уверенности в себе, к возрастанию значимости наличия
душевных взаимоотношений, верных друзей, справедливости при сроках 10-12 лет. При пассивной
стратегии адаптации, которая связана с психопатологическими нарушениями,
актуализируются переживания, характерные для стадии злобы и депрессии:
беспомощность, тревога, утрата самоидентификации, тенденции к самообвинению и
обвинению окружающих. Данная стратегия соотносится с типом переживания
личностного кризиса, который выделил Р. Ассаджиоли. Индивид не способен воспринять
происшедшее с ним и интегрировать данный опыт. Вся позитивная энергия
переживания тратится на сопротивление внутренним барьерам и комплексам. В
результате наступает астенизация, часто сопровождающаяся потерей смысла,
"Я" человека находится в разинтегрированном состоянии. Вместе с тем
положительный конструктивный элемент подобного способа переживания и совладания
с травмой заключается в активизации и высвечивании основных внутриличностных
противоречий и препятствий, которые указывают на путь к интеграции. Таким
образом, основная задача психологической коррекции при пассивной стратегии
адаптации - работа по осознанию внутренних противоречий и укреплению
"Я". Приспосабливающееся поведение также является дезадаптивной по отношению к
самореализации стратегий. В данном случае преобладают симптомы избегания,
вытеснение истинных причин тревог, при достаточно высоком уровне интеграции
"Я". Благодаря этому происходит частичное осознание и осмысление
пережитого. Личность изменяется, но не полностью и временно. Как только сила
переживания ослабевает, личность возвращается к своему прежнему состоянию.
Позитивный аспект переживания при данной стратегии, по всей видимости,
заключается в том, что, несмотря на отсутствие устойчивого переформирования
"Я", у индивида остается некая идеальная модель, которую можно
использовать для завершения трансформации. Только при
собственно адаптивной стратегии происходит проживание стадии совладания со стрессом, связанное с
переосмыслением травмы, реальным определением ее роли в жизни, формированием
планов на будущее. Осознанное стремление к красоте, познанию, творчеству и
выделяет людей из мира других живых существ. Благодаря этому человек становится
способным эстетизировать свои переживания, соотносить их с общим культурным
контекстом, проживать заново и делать историей. Это представляется возможным не
только при опоре на потребности витального и социального уровней, но и при
активизации духовного потенциала. Поэтому возможность психологического
"исцеления", исправления и принятия наказания связана с ролью
ценностей мета-уровня, но как видно из результатов, полученных в данном
исследовании, увеличение срока лишения свободы лишь не много вносит измненения
в этот уровень, а при уменьшении срока лишения свободы среди осужденных выявляются
тенденции к пренебрежению ценностями
метауровня. Вывод: Переживание
хронического стресса сопровождается перестройками в ценностно-смысловой
структуре. На разных этапах переживания хронического стресса на первый план
выступают ценности разных уровней: витального, социального и метауровня. Успешность
стратегии совладания стрессом определяется не столько сроком наказания, сколько
особенностями структуры ценностно-смысловой сферы личности. Для осужденных в
процессе ресоциализации характерна пассивно-приспособленческая
стратегия и отсутствие зничительной корреляции между ценностями мета-уровня и
сроком наказания. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Абулъханова-Славская
К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль,
1991. 2.
Александровский
Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. 3.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 4.
Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические нарушения //
Духовный кризис / Под ред. С. Грофа, К. Гроф. М.: Класс, 2000. С. 49-72. 5.
Березин Ф.Б.,
Мирошников М.П., Соколова Е.Д.
Методика многофакторного исследования личности. М., 1994. 6.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. 7.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 8.
Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в
экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических
исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 103-114. 9.
Китаев-Смык
Л.А. Психология стресса. М.: Наука,
1983. 10.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. 11.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 12.
Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических
состояний в экстремальных условиях деятельности / Автореф. дис. ... канд.
психол. наук. М., 1993. С. 232. 13.
Николаева
В.В. Влияние хронической болезни на
психику. М.: МГУ, 1987. 14.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 15.
Психологические
проблемы деятельности в особых условиях: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1985. 16.
Психическая
напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. трудов. М.: ИП РАН, 1989. 17.
Психологические
проблемы трудовой деятельности: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1991. 18.
Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой
тест Люшера. М., 1990. 19.
Тарабрина
В.Н., Лазебная Е.О. Синдром
посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы //
Психол. журн. 1992. Т. 13. N 2. С. 14- 29. 20.
Фанталова
Е.Б. Диагностика внутреннего
конфликта. М.: Фолиум, 1997. 21.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 22.
Хусейн С.
Аршад, Холкомб Вильям Р. Руководство
по лечению психологической травмы у детей и подростков. М.: Сострадание, 1997. 23.
Черепанова
Е.М. Психологический стресс. М.:
Academia, 1997. 24.
Шапкин С.А.,
Дикая Л.Г. Деятельность в особых
условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. N 1. С. 19-35. 25.
Parkinson F. Post-Trauma Stress. L.:
Sheldon Press, 1995. | |
Просмотров: 1550 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |